Банки

Должен ли квартирант покупать новую технику, если старая сломалась?

Представьте ситуацию – вы снимаете квартиру и живёте там припеваючи до тех пор, пока у вас не ломается холодильник. Вы уверены, что он сломался из-за старости, поэтому заменить агрегат на новый должен собственник квартиры. Но арендодатель с вами не согласен – вы пользовались холодильником, вам его и чинить. Кто прав? Попробуем разобраться.

Бытовая техника имеет свой срок службы. Фото: mykitchendesign.ru

В Гражданском кодексе РФ (статья 616 п.2) сказано, что арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии и нести расходы на его содержание:

Арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счёт текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды

Получается, что любые поломки оплачивает арендатор. С одной стороны, это правильно – квартирант пользуется бытовыми приборами, сантехникой, мебелью. Испортил – оплати ремонт. Но что делать, если крупная бытовая техника сломалась и починке не подлежит? Неужели вместо старого советского холодильника арендатор должен покупать новый современный?

В ГК РФ (ст 622) действительно есть положение о том, что имущество в арендованой квартире надо поддерживать в рабочем состоянии и вернуть в том состоянии, в каком оно получено:

При прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учётом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором

С кранами, светильниками и техникой, которая сломалась по вине арендатора, всё понятно. Но бывает, что техника выходит из строя из-за независящих от нас причин – например, произошёл скачок напряжения или естественный износ деталей. В первом случае арендодатель должен требовать компенсацию от энергоснабжающей компании, во втором – предъявлять претензии не к кому.

Понятно, что квартирант не виноват в том, что техника сломалась из-за возраста. Но если собственник жилья с этим не согласен, то придётся проводить экспертизу – вызывать мастера по ремонту или оценщика из специализированной компании. Если эксперт подтвердит, что техника сломалась из-за естественного износа деталей, то квартирант ничего платить не должен. Новую технику должен купить собственник жилья.

Другой вопрос – кто будет оплачивать услуги эксперта? Конечно, это лучше всего решить на стадии подписания договора аренды. Тогда же надо прописать пункты о том, что делать, если сломался холодильник, потекла батарея или вышел из строя унитаз. А если вы заключаете договор на словах, то нет никаких гарантий того, что вы получите новую технику взамен сломанной.

По материалам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»